ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 04 марта 2020 г. № 241/1796-7

 

О внесении изменений в Методические рекомендации по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований

 

В связи с принятием федеральных законов от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 26 июля 2019 года № 226-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 161 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании пункта 9 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации  постановляет:

  1. Внести в Методические рекомендации по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 168/1222-6 (далее – Методические рекомендации), следующие изменения:

1) в подпункте 1.1.2.1 слова «муниципальных районов и городских округов» заменить словами «муниципальных районов, муниципальных и городских округов»;

2) в пункте 2 слова «муниципальных районов и городских округов» заменить словами «муниципальных районов, муниципальных и городских округов»;

3) в подпункте 2.1.1:

а) в абзаце первом слова «пункта 3 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» заменить словом «законодательства», слова «муниципальных районов и городских округов» заменить словами «муниципальных районов, муниципальных и городских округов»;

б) в абзаце третьем слова «муниципальных районов и городских округов» заменить словами «муниципальных районов, муниципальных и городских округов»;

4) в подпункте 2.1.3 слова «муниципальных районов, городских округов», «муниципальных районов и городских округов» заменить словами «муниципальных районов, муниципальных и городских округов»;

5) в подпункте 2.2.2 слова «муниципальных районов, городских округов» заменить словами «муниципальных районов, муниципальных и городских округов»;

6) в подпункте 2.2.3 слова «муниципальных районов, городских округов» заменить словами «муниципальных районов, муниципальных и городских округов»;

7) в подпункте 2.2.4 слова «муниципальных районов, городских округов» заменить словами «муниципальных районов, муниципальных и городских округов»;

8) в подпункте 2.2.5 слова «муниципальных районов, городских округов», «муниципальных районов и городских округов» заменить словами «муниципальных районов, муниципальных и городских округов»;

9) в подпункте 2.2.6 слова «муниципальных районов и городских округов» заменить словами «муниципальных районов, муниципальных и городских округов»;

10) в подпункте 2.2.8 слова «муниципальных районов и городских округов», «муниципальных районов, городских округов» заменить словами «муниципальных районов, муниципальных и городских округов»;

11) в подпункте 3.2 слова «муниципальным районам, городским округам» заменить словами «муниципальным районам, муниципальным и городским округам»;

12) подпункт 4.1.5 изложить в следующей редакции:

«4.1.5. До проведения проверки целесообразно получить в нотариальной палате сведения о нотариусах, а также о должностных лицах местного самоуправления, уполномоченных свидетельствовать подлинность подписи на документах.»;

13) подпункт 4.2.4.2 изложить в следующей редакции:

«Если подпись депутата и (или) главы муниципального образования нотариально не засвидетельствована.

Данное основание вытекает из положений пункта 18 статьи 37 Федерального закона о необходимости нотариального засвидетельствования подлинности подписи на листе поддержки кандидата. При этом в соответствии со статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате имеют право свидетельствовать подлинность подписи на документах, в том числе на листах поддержки кандидатов, следующие должностные лица местного самоуправления в случае, если:

1) в поселении, в котором нет нотариуса, – глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения;

2) в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, – глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района;

3) во входящем в состав территории муниципального округа, городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, – уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте.

Порядок совершения нотариальных действий определен Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, а в случае засвидетельствования подписи должностными лицами местного самоуправления – также Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2017 года № 97.

Подпись может быть признана недостоверной при обнаружении следующих нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных при нотариальном свидетельствовании подписи:

отсутствие в удостоверительной надписи, выполненной на листе поддержки кандидата, номера, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий;

отсутствие оттиска гербовой печати и (или) подписи нотариуса или должностного лица местного самоуправления на листе поддержки кандидата;

отсутствие в удостоверительной надписи записи о том, что подпись лица, обратившегося за нотариальным заверением, сделана в присутствии нотариуса;

отсутствие в удостоверительной надписи записи о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена или не указаны полностью фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, подлинность подписи которого свидетельствуется.

В иных случаях нарушения порядка нотариального свидетельствования подписи она может быть признана недостоверной на основании документа нотариуса (нотариальной палаты), подтверждающего, что такое нотариальное действие не совершалось.»;

14) приложение № 1 к Методическим рекомендациям изложить в следующей редакции:

 

 

 

 

15) приложение № 2 к Методическим рекомендациям изложить в следующей редакции:

 

 

 

 

 

16) приложение № 3 к Методическим рекомендациям изложить в следующей редакции:

 

 

 

 

 

  1. Направить указанные изменения в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и Федеральную нотариальную палату.
  2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации – журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

 

 

Председатель

Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Э.А. Памфилова

 

 

Секретарь

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

М.В. Гришина