Социологические исследования в части «бытовой» и «деловой» коррупции

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 года № 662 «Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации», Центром регионального развития ГОАУ ВО Курской области «Курская академия государственной и муниципальной службы было проведены социологические исследования в части «бытовой» и «деловой» коррупции.

Оценка уровня «бытовой» коррупции в Курской области осуществлялась с 14 по 31 октября 2019 года. Данный мониторинг фокусировался на проблематике, возникающей при взаимодействии граждан и представителей органов власти, в том числе при предоставлении государственных (муниципальных) услуг. Респондентами исследования стали 650 граждан Российской Федерации старше 18 лет, проживающие на территории Курской области более 2 лет.

Для сбора информации использовалось «полевое исследование», которое проводилось в г. Курске, г. Курчатове, г. Железногорске и г. Льгове, а также в Горшеченском, Дмитриевском и Поныровском районах Курской области.

Анализ полученных данных по предмету опроса показал, что отношение граждан к коррупции, с одной стороны - важнейший показатель состояния общественного сознания (общественного «здоровья»), а с другой стороны - это средство противодействия самому коррупционному поведению.

На основании данных, полученных по итогам проведения социологического опроса в части «бытовой» коррупции, было выявлено, что 49,7 % респондентов известно о мерах, принимаемых органами власти для противодействия коррупции, из них 13,2 % постоянно следят за данной деятельностью. 19,7 % жителей региона, принявших участие в мониторинге, высказались о своей незаинтересованности в работе органов власти по данному направлению, а 22,8 % что-то слышали, при этом ничего определенного припомнить не могут.

При оценке состояния коррупции на территории Курской области в целом мнение респондентов разделилось следующим образом.

Среди тех, кто сталкивался с коррупцией, указали следующие ситуации:

получение бесплатной медицинской помощи в поликлинике (анализы, прием у врача и др.), серьезное лечение или операция - 65,3 %;

поступление в ВУЗ, перевод из одного ВУЗа в другой, сдача экзаменов и зачетов, подготовка и сдача диплома - 48,1 %;

поступление в нужную школу и успешное ее окончание - 49,4 %;

получение нужной работы или обеспечение продвижения по службе -42,8 %;

урегулирование ситуации с автоинспекцией (получение прав, техосмотр, нарушение правил и др.) - 41,9 %.

Респонденты поделились, при каких обстоятельствах им никогда не приходилось сталкиваться с коррупцией:

получение регистрации по месту жительства, паспорт или заграничный паспорт и др. - 47,8 %;

регистрация сделок с недвижимостью - 40,5 %;

оформление юридического права на жилплощадь и (или) ее приватизация -38,0 %;

оформление социальных выплат и (или) их пересчет - 37,2 96; оформление пенсии и (или) ее пересчет - 36,8 %.

Вероятность возникновения коррупционной ситуации при взаимодействии гражданина с представителями органов власти, в том числе в рамках получения государственных (муниципальных) услуг, является риском «бытовой» коррупции.

Исследование показало, что практически каждый четвертый житель Курской области, принявший участие в данном мониторинге, в последнее время попадал в ситуацию, когда знал, предполагал или чувствовал, что для решения его проблемы требуется неформальное вознаграждение.

Большинство респондентов указало на то, что «подарочная» система взаимодействия у них происходит с работниками здравоохранения. Стоит отметить, что 43,8 % опрошенных точно знали о факте возникновения коррупционной ситуации, 56,2 % - нет. При этом 42,2 % убеждены, что можно было полностью решить проблему без взятки.

Данные, полученные в ходе социологического исследования, свидетельствуют об ощутимом диссонансе между субъективным восприятием респондентов остроты проблемы коррупции и степенью фактической вовлеченности граждан в коррупционные отношения.

Мониторинг показал, что чуть меньше половины респондентов известно о мерах принимаемых органами власти для противодействия коррупции. При этом показательно, что те участники мониторинга, кто следит за деятельностью власти в сфере противодействия коррупции, подчеркивают высокую активность исполнительных органов власти по данному направлению, а те респонденты, кто не имеет интереса к деятельности региональных органов, отмечают их неэффективность и пассивность в работе.

Также большинство опрошенных испытывают неприязненное чувство к взятке, осуждают и тех, кто дает неформальное вознаграждение, и тех, кто берет. На втором месте порицательные суждения респондентов в отношении берущих взятки, при этом не обвиняются в коррупционном факте те, кто дает «вознаграждение». Данные показатели говорят о самосознании граждан. В пользу роста самосознания мог бы говорить и тот факт, что большинство граждан считают правильным бороться с коррупцией и в первую очередь - не давать взяток.

Мониторинг по оценке уровня «деловой» коррупции в Курской области проводился в электронной форме с 3 октября по 15 ноября 2019 года. Анкета для заполнения была размещена на Официальном социологическом портале Курской области (соцпортал46.рф) в разделе Опросы/Анкеты. Исследование фокусировалось на проблематике «деловой» коррупции, возникающей при взаимодействии представителей бизнеса и представителей органов власти.

Респондентами исследования в части «деловой» коррупции стали хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), ведущие бизнес на территории Курской области. Выборочная совокупность составила 360 человек.

Анализ полученных данных по предмету опроса показал, что более 60 % участников мониторинга заявили, что они не оказывали влияние на действия (бездействия) должностных лиц исполнительных органов власти посредством осуществления неформальных прямых и (или) скрытых платежей.

Доля участников опроса, кто периодически оказывал влияние на действия (бездействия) должностных лиц исполнительных органов власти посредством осуществления неформальных прямых и (или) скрытых платежей отметила, что основной формой воздействия был подарок, стоимость которого составляет от 5000 до 10000 рублей. В основном инициатива о неформальном вознаграждении исходит от представителя бизнеса. Основная причина подобного действия - убежденность субъекта в надежности и быстроте решения проблемного вопроса.

В течение года наиболее часто предпринимателям приходится взаимодействовать с должностными лицами налоговых органов, противопожарного надзора, МЧС, органами по охране труда и Росреестром.

Предприниматели региона отметили, что должностные лица исполнительных органов власти Курской области не предъявляли к ним незаконных требований.

Большинство участников исследования указали на то, что осведомлены о мерах, которые органы власти принимают для противодействия коррупции. На основании субъективного мнения предпринимателей Курской области, были выделены пять наиболее эффективных антикоррупционных мер: ужесточение наказания за коррупцию; упрощение процедуры предоставления услуг органами власти (например, введение принципа «одного окна», многофункциональные центры, интернет-портал государственных услуг); привлечение средств массовой информации, публичное осуждение фактов коррупции и лиц, в нее вовлеченных; введение ограничений на сделки между госструктурами и коммерческими организациями, руководителями которых являются близкие родственники чиновников; информирование 'граждан и организаций о возможностях противостояния коррупции (обеспечение доступности контактной информации подразделений по борьбе с коррупцией, а также телефонов специальных «горячих» линий и др.); повышение прозрачности административных процедур (например, возможность следить за этапами продвижения дела, поддержка режима «обезличивания» для предотвращения прямого контакта исполнителя услуги и заявителя, предоставление детальной информации о требуемых документах, а также о сроках выполнения услуг и др.).

По мнению представителей бизнес-сообщества Курской области, основными причинами распространения взяточничества и коррупции в России являются сложившиеся традиции в обществе, особенности культуры, менталитета.

Социологический опрос выявил, что большинство субъектов предпринимательской деятельности (56 %) не сталкивались с ситуациями, когда организации (предприятию, фирме, бизнесу), с которых должностные лица требовали неофициальные прямые и (или) скрытые платежи, обращались с жалобами в правоохранительные органы (органы внутренних дел, прокуратуру и др.). 27 % слышали о подобных случаях из средств массовой информации (интернет, телевидение, радио, газета и др.), 13 % опрошенных знают о подобных случаях от своих коллег по отрасли, и 4 % предпринимателей региона лично подавали жалобы в правоохранительные органы.

В целом уровень коррупции за последний год на всех уровнях власти, по мнению предпринимательского сообщества региона, не изменился. При этом им было отмечено незначительное увеличение коррупционных фактов по стране, и снижение на местном уровне.

Председатель комитета Администрации

Курской области по профилактике

коррупционных и иных правонарушений                      А.Г. Ишунин

Прикрепленный файл: